Молодежная газета «От винта», выпуск 19, 12.1999-01.2000

Чуть больше пятнадцати лет назад лидер группы «Крематорий» Армен Григорян окончил МАИ. Приблизительно столько же времени существует эта группа. Репетирует «Крематорий» недалеко от Сокола, поэтому встретиться и поговорить было очень не сложно.

И.Г.: Самое яркое маевское воспоминание?

А.Г.: В свое время я с друзьями пошел на концерт группы «Оловянный солдатик». Взяли с собой бутылочку, в общественно – полезном месте ее откупорили. Тут влетает оперотряд и всех нас забирает. Бутылку отняли и объявили выговор «за распитие алкогольных напитков».

Первое выступление в ДК МАИ?

Мы решили выступить, когда учились на четвертом курсе. Существовало такое слово – «литовка», надо было зарегистрировать тексты выступлений в профсоюзе, т.е. в профкоме студентов. Фестиваль назывался «Студенческая весна», мы подготовили четыре песни. Пришли с этими 4-мя текстами, все не проходят, но вот в одном слова надо поменять. Ну, четыре раза мы меняли текст, в результате, когда вышли на сцену и стали исполнять… три песни – инструментальных (слова запретили), в другой – текст несколько раз меняли, в голове каша, что спел, я не помню. После в нашей газете «Пропеллер» вышла статья о творческой группе «Крематорий», где было написано, что больше на сцену ДК МАИ пускать таких людей нельзя. Это было первое и последнее выступление. Все время, пока учились, на маевскую сцену мы не выходили. А после, по-моему, было 2 – 3 выступления.

Как вы учились?

Сказать «хорошо», или «плохо» будет неправильно. Учился от сессии к сессии. Иногда получал стипендию, иногда нет. Была такая закономерность, которая, я думаю, до сих пор существует в МАИ: если перед экзаменом как следует посидеть и прийти со звенящей головой, то экзамен будет сдан.

Сможете ли вы вспомнить какие-нибудь маевские приколы?

Все наше пьянство заключалось в следующем: собирались на любой свободной площади: на квартире, в общежитии (очень много времени прошло на Царева!). Я помню, однажды ушел из дома и прожил в вышеобозначенном месте три дня, после чего из дома я больше не уходил. Чтобы скрывать от родителей свое безудержное пьянство мы говорили по телефону так: "Ну что, сегодня идем в библиотеку? Вот мы вчера две книжки взяли, как-то много, давай сегодня возьмем книжку и брошюрку (это значит: бутылку портвейна и «маленькую» водки). Вот так все это и происходило.

Была ли какая-нибудь маевская любовь?

Я учился на факультете радиоэлектроники, где на сорок ребят приходилось две девушки. Они были расхвачены десятью – девятью сразу же, поэтому все романы были с прекрасным полом других вузов, особенно из Пищевого института.

С какого момента появилась группа «Крематорий»?

С 1983 года. То, что я рассказывал про первое выступление, группа не была еще названа «Крематорием», так как с таким названием нас никто не выпустил бы. Мы назывались «Невероятно – струнный оркестр». А первые крематорские концерты прошли у нас во время военных сборов. Глубокой ночью, в четырехэтажной казарме, в нижнем белье мы дали большой концерт, на нем присутствовали не только солдаты, но и офицеры. Это был первый концерт «Крематория», и после этого выступления мы стали давать концерты. Чуть позже записали первый альбом, после чего считается «Крематорий» и стал.

Песня «Моя бывшая подруга» взята из реальной жизни?

Да, это подруга Вити Троегубова, нашего приятеля, в которую он был очень долго влюблен. Она его отвергла и вышла замуж за его приятеля. Есть положительная энергия, она в любви, а отрицательная в ненависти, на последнем чувстве и писалась песня, как мне кажется. Это была месть, эпиграмма, он взял самое плохое, это была песня оскорбленного человека.

Все ли ваши песни взяты из жизни?

Даже по периодам, до 1995 года, до альбома «Зомби» все имеет реальную подоплеку. Тот же самый Кондратий – это маевец, учился на нашем факультете. Мы дружили, и все события, изложенные в песне, реальны. То же самое касается «Маленькой девочки», «Хабибулина». Хабибулин – мой бывший одноклассник, три года мы практически жили у него на квартире, т.е. все посиделки проходили у него, поскольку родители Хабибулина жили за границей. Кстати, сейчас он требует за исполнение этой песни комиссионные отчисления, поэтому мы редко играем эту песню, поскольку ящик пива отдавать каждый раз не хочется.

Большинство ваших песен минорные…

Мне кажется, конкретного минора там нет. Каждый раз мы пытались существовать между мажором и минором. То же самое можно сказать о вокале Эллы Фицджеральд, которая пела и минор и мажор одновременно. Мы пытались строить музыку именно на таких интервалах. А в тексте уже уходить в мажор или в минор. На этом и построено все наше творчество.

Как вы объясняете название группы?

Честно говоря, я уже не помню, почему мы так назвались, но в первую очередь думали, что слово фонетически красиво, а уже потом что оно значит и как это отражается. Сейчас, когда прошло больше 15 лет, я считаю, что за этим названием стоит музыка, некоторое количество песен, объясняющих, почему «Крематорий»; почему он должен быть внутри у каждого человека; что это внутренняя печка. Даже если вы считаете, что песни минорные, это сопровождение жизни, мы – невеселая страна.

А вы по жизни кто?

Не прагматик, но и не романтик. Что – то среднее. Может быть, это чисто творческая субстанция. Жизнь – это поиск.

Есть ли у вас какая-нибудь мечта, которая не осуществилась?

Да, это миллион долларов в швейцарском банке.

Когда к вам приходит вдохновение?

Вдохновение в путешествии. Путешествие – это наша земная жизнь. Я эмоциональный человек и все мои эмоции в музыке.

Поет ли «Крематорий» под фонограмму?

Никогда. Каждый концерт – это исполнение вживую, новые ощущения, хотя и песни могут быть старыми. Рок-н-ролл не отделим от живого исполнения.

Я слышала, что у вас финансовые проблемы, пойдет ли «Крематорий» на свою «коммерциализацию»?

Нет, но мы должны сотрудничать с коммерцией. Где мы сейчас сидим (репетиционная база), все это мы заработали своим трудом. У нас нет еще хорошо поставленного шоу-бизнеса. Наша аудитория – все социальные слои Москвы. И бомжи, и профессора, и девочки, и мальчики.

Доставали ли Вас когда-нибудь фанаты?

Нет, наших фанатов нельзя назвать невменяемыми. Сейчас все отношения с поклонниками группы осуществляются через Интернет.

Вы занимаетесь чем-нибудь еще серьезно, кроме музыки?

Да. Иногда ем, пью, играю в карты, до сих пор не равнодушен к женщинам, люблю своих детей, иногда почитать книжки и, может быть, все…


Инна Гузеева

От Винта


Источник: www.mai.ru/~otvinta