Воронеж, «16 тонн» и Мавзолей

КрематорийАлоха, камрады! Поскольку летний концертный сезон «Крематория» в самом разгаре, обращаем ваше внимание на свежие концертные даты.

 

10 июля «Крем» выступит в воронежском клубе «Х.Л.А.М. Project» с программой из самых убойных крематорских хитов всех времён и народов. 11 июля грейтест хитс с поправкой на непредвиденные сюрпризы и наше непредсказуемое настроение услышат все наши московские друзья в клубе «16 тонн».

Также салютуем всем друзьям из Рязани и Калуги и доводим до их сведения, что 12 июля «Крематорий» будет дико рубить на рок-фестивалях «Рязанские каникулы» в клубе «Планетарий» и «Байк Купала 2014» в Тарусском районе Калужской области. Ждём всех и начинаем жечь.

За отсутствием других новостей на этом, собственно, можно было бы и закончить нашу сегодняшнюю историю. Но поскольку лишать вас чтения в понедельник вечером было бы ни фига не комильфо, вашему вниманию предлагается небольшое и совершенно свежее эссе в жанре документального рассказа ужасов, навеянное воспоминаниями нашего пионерского детства. Будьте готовы!


Каждый раз, когда я иду по Манежной площади мимо музея Ленина (бывшего, разумеется; сейчас там «Музей Отечественной войны 1812 года», настолько пользующийся посетительским спросом, что до сих пор не понятно, открыли его уже или нет), я вспоминаю, как меня принимали в пионеры.

Нелишне заметить, что до начала полового созревания я был активистом и юным коммунистом, ведущим, как было принято в то время говорить, активную общественную работу. Скажу также, справедливости ради, что не помню, чтобы меня кто-то принуждал или что-то в этом духе мне навязывал, по крайней мере, сознательных воспоминаний о таком у меня нет – агитпроп работал виртуозно. Так или иначе, но подобных мне отличников учебной и воспитательной подготовки принимали в пионеры в самую первую эксклюзивную очередь.

Поясняю для моих камрадов, родившихся уже после распада СССР. Несмотря на довольно серьёзную уравниловку, составлявшую одну из повседневных черт любой сферы общественной жизни позднесоветского периода, в пионеры принимали хотя и всех, но не сразу и при разных обстоятельствах. Отличникам и активистам с педагогической целью повязывали галстук в конце третьей четверти третьего учебного года, в день рождения Ленина – 22 апреля, причём в парадном зале музея Ленина и перед статуей Ленина же. После чего вели в мавзолей Ленина «посмотреть на вождя».

Хорошисты и пофигисты вступали во всесоюзную пионерскую организацию на майские праздники, что тоже выглядело достаточно жирно и юбилейно. Оставшихся неохваченными троечников и распиздяев же записывали в пионеры оптом, перед началом летних каникул и без особых церемоний, в школьном актовом зале. Понятное дело, что последние перетаптывались и без музея Ленина, и без мавзолея. Также стоит напомнить, что церемониал принятия в пионеры включал в себя повязывание красного галстука и прикалывание на грудь значка с изображением – угадайте, кого? – на фоне красной пятиконечной звезды, надписи «Всегда готов!» и некоего «пионерского костра».

Положим, справедливости ради же, что девиз «Всегда готов!», равно как и треугольный галстук на шее, создатели пионерии честно скоммуниздили у скаутов, девиз которых до сих пор звучит как «Be prepared!» То-есть «Будь готов!», если по-русски. А вот на всё остальное стоит внимательно посмотреть непредвзятыми глазами. Особенно хорошо это должно получиться у моих камрадов, которые родились после распада СССР и над которыми не успели поработать советские пропагандисты.

Для начала группу подростков, – практически детей в возрасте от девяти до десяти лет, – собирают для принесения клятвы в вечной готовности. Полная формула призыва звучала так: «Пионер, к борьбе за дело коммунистической партии Советского Союза будь готов! – Всегда готов!» Однако не вызывает сомнений, что для девятилетнего человека не существует более бессмысленной и далёкой от повседневной реальности темы, чем какая бы то ни было политическая борьба. Клятва перед статуей мёртвого вождя приносилась без понимания действительного смысла того, к чему именно нужно быть «всегда готовым».

Далее. Из любого фильма ужасов, даже самого тупого и малобюджетного, можно почерпнуть, что пятиконечная звезда носит специальное название «пентаграмма», а её изображения даже на полу или на стене обычно приводят к крайне печальным и нежелательным результатам. Сразу хочу сказать, что здесь и далее я склонен говорить скорее об общепринятых значениях символов в нынешнем массовом сознании, а не о своих религиозно-мистических симпатиях и антипатиях. Однако очевидно, что использование любого символа, даже не имеющего никакого отношения к оккульту, без точного понимания правил и целей его использования может скорее навредить, нежели помочь. Попробуйте представить, что вы взяли жезл гаишника, не являясь гаишником, и пошли самостоятельно им манипулировать и регулировать движение.

Так же, как и в случае с клятвой «Всегда готов!», юные пионеры были далеки от понимания точного смысла принципа, в соответствии с которым им вменялось в обязанность в течение нескольких лет повседневно носить на себе красную пентаграмму с изображением Ленина на фоне языков пламени. Не говоря уже о том, что в любой европейской или восточной религиозной традиции место, в котором одновременно присутствуют умершие люди и вечно горящее пламя, а также связанные с ним ассоциации, вряд ли способны вызвать у кого-то позитивные переживания.

Итак, лучшие дети города, специально отобранные по объективным критериям успеваемости и участия в школьной жизни, только что принесли клятву вечной готовности и надели на себя описанные выше символы. Завершающая стадия ритуала, как я уже говорил – это посещение мавзолея Ленина. Посещение, не к ночи будь помянуто, самой настоящей крипты. Склепа, в котором противоестественным с точки зрения любого здравого смысла образом тело мертвеца выставлено на всеобщее обозрение и поклонение. Всё ещё недостаточно впечатлённые могут добавить к картине «Дети смотрят на хорошо освещённого во всех деталях покойника» траурную музыку и убранство, более подходящие для помещений, в которые любой желающий попасть по своей воле не сможет, да и, скорее всего, вряд ли захочет.

Как сказано в учебнике Бонк, суммируем полученные сведения в кратком сообщении. Ключевые слова: избранная молодёжь, вечная готовность, красная пентаграмма, языки пламени, незахороненный труп, мумия вождя. Думаю, что за историческими аналогиями не придётся далеко ходить: тёмные века человеческой природы оставили достаточно свидетельств тому, как молодых людей, обычно из хороших семей, физически или, в лучшем случае, символически приносили в жертву определённым силам, олицетворением которых служили, в том числе, и непогребённые покойники, подготовленные определённым образом. В свете сказанного любознательный человек также способен задаться вопросом, отчего форма и пропорции мавзолея так сильно напоминают древние магические сооружения типа ассиро-вавилонского зиккурата или ступенчатого жертвенника индейцев майя, и почему всё это, взятое целиком, так удачно и непротиворечиво ложится в единую концепцию.

Друзьям, которым я уже рассказывал о своих наблюдениях устно, я обычно говорю, что не стоит принимать эти выводы чересчур всерьёз, поскольку моё чувство юмора иногда принимает довольно мрачные формы.

То же самое, наверное, я скажу и сейчас.

Николай Коршунов