Aerojam

 
 

Группа «Крематорий». Краткая история.

Если верить легенде, эпатажное название родилось спонтанно. То ли от философского понятия Катарсис, обозначающего очищение души музыкой и огнём, то ли в пику названий тогдашних официальных ВИА, типа поющих, весёлых, голубых и прочих гитар, а может быть таким образом сказалось влияние Ницше, Кафки или Эдгара Алана По. Всевозможных версий и толкований тьма-тьмущая. Каждый журналист, бравший у группы интервью, почитал святым долгом спросить, откуда же, в конце концов, взялось такое мрачное название. Так как этот вопрос стал атрибутом почти каждой пресс-конференции, то терпение музыкантов постепенно истощилось и в последние годы, услышав сакраментальное вопрошание, они мрачнеют и отвечать отказываются наотрез. Так что главный вопрос современности остаётся открытым…

В.Гаврилов.

 

Книга «Клубника со льдом». 2002.

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=35|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

История группы Крематорий берёт своё начало из 167 школы г. Москвы, где в 1974 году ученики 7 «а» класса Армен Григорян, Александр Севастьянов и Игорь Шульдингер объединяются в рок-банду «Чёрные пятна». Первые выступления проходят в той же школе, на танцах, но помимо песен советских и зарубежных авторов в репертуаре постепенно появляются и собственные композиции на англоподобном языке, выдаваемые за произведения Фрэнка Заппы, Grateful Dead, AC\DС и т.п.

После окончания школы, в 1977, к барабанщику Севастьянову и басисту Григоряну присоединяется гитарист Евгений Хомяков и трио студентов превращается в команду «Атмосферное Давление».

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=36|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

1978 ребята записывают первый и, увы, последний магнитоальбом «Корабль дураков» (своеобразный привет Иерониму Босху), уже полностью состоящий из песен собственного сочинения. Но из-за ничтожно малого тиража (один экземпляр) это творение не дошло до наших дней и не может быть предъявлено в качестве доказательства. Лишь благодаря титаническим усилиям Евгения Хомякова большинство песен было восстановлено и записано музыкантами Крематория в 2001 году под вывеской «Реквием для всадника без головы».

«Атмосферное давление» так или иначе просуществовало до 1983 года, но запреты на концертную деятельность привели к падению репертуара с вершин хард-рока в андеграунд, к акустическим песням.

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=25|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

Тогда же появляются и первые опусы великого и ужасного «Крема…», в котором, сменяя друг друга, играют тогдашние приятели, собутыльники и даже соседи Григоряна. Начинается эпоха «квартирников». Благодаря таким песням как Таня, Аутсайдер, Моя соседка, Крематорий, Крылатые слоны и др. приходит первая известность, а с появлением скрипача Михаила Россовского звучание группы приобретает свой неповторимый стиль. В песнях АСГ появляется нестандартный для рок-н-ролла синтез жанров: баллады, вальсы, блюзы, этника, элементы классической музыки, проясняются грани своеобразной крематорской лирики с оригинальными персонажами и выразительными, сюрреалистическими образами.

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=29|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

В 1986, в ДК завода Серп и Молот, записывается магнитоальбом «Иллюзорный мир». Украшением альбома становяться песни Америка, Наше время, Себастия, а также мегахиты Сексуальная кошка и Маленькая девочка. Квартирно-концертная деятельность Кт достигает своего апогея. На одном из выступлений ребята устраивают костюмированный хеппенинг, в котором активное участие принимает ныне известный байкер и дизайнер, а тогда соратник и друг Крематория, Егор Зайцев. Именно с его лёгкой руки появляется шляпа, которая с того дня становится неизменным атрибутом имиджа Армена Григоряна.

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=32|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

В 1988 году Григорян и Россовский решают выйти на качественно новый уровень исполнения и полностью реформируют состав. На киностудии имени Горького записывается альбом «Кома», награждённый, ни много ни мало, дипломом 1 степени журнала Аврора в обойме лучших магнитоальбомов 88-го года. Песни Безобразная Эльза, Хабибуллин, Харе Рама, Мусорный ветер, Реанимационная машина, вылупились на свет божий именно на этом диске. В этом же году в команде появляются Андрей Сараев (ударные) и Сергей Третьяков (бас), которым суждено проработать в ней 20 лет, записать почти всю дискографию, дать бесчисленное количество концертов и стать былинными героями крематорского эпоса.

Надо отметить, что в качестве гитаристов за 25 лет в Крематории переиграло множество музыкантов, заложив тем самым традицию периодической ротации кадров на этой позиции. Однако планка Дмитрия Куликова, высоко поднятая в альбомах «Живые и Мёртвые» и «Клубника со льдом» никогда не опускалась и благодаря мастерству последующих исполнителей (от Осипова до Бурхеля) звучание песен приобретало всё новые формы и оттенки.

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=26|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

В 1989 году выходит альбом Клубника со льдом. Музыканты группы в этот период переживают увлечение арт-роком, что напрямую отражается в аранжировках. Так, помимо заглавной, появляются песни — Мир, полный любви, Архип Архипыч, Павлик Морозов, Женщины города роз, Последний шанс. Пополнив концертный репертуар новыми творениями, Кт отправляется в длительный тур по бескрайним просторам СССР, что безусловно закаливает коллектив и заметно повышает его профессиональный уровень. Разбросанные по всей стране фэн-клубы объединяются во Всемирное Общество Друзей Кремации и Армрестлинга, сокращённо «ВОДКА». У фэн-клуба появляется герб, манифест и устав !

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=34|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

В 1991 году выходит один из самых концептуальных и авангардных альбомов Крематория — Зомби. Мельтешение различных персонажей сливаются в сюрреалистическую фреску, а музыка сочетает полярные жанры от хард-рока до джаза. Выделить отдельные песни и хиты из общей цепочки новелл трудно. Наиболее известные Калигула, Твари, Ура и заглавная вещь. Зомби получается очень удачным и по оформлению. С этого диска начинается сотрудничество Кт с замечательным художником Василием Гавриловым, которому принадлежит дизайн этого и почти всех последующих изданий группы.

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=27|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

В 1994 году Григорян и сотоварищи снимаются в англо-российском художественном фильме «Тацу» вместе со старинной соратницей группы Маргаритой Пушкиной, а исполнитель главной роли актёр Вячеслав Бухаров занимает вакантное место скрипача Михаила Россовского, эмигрировавшего в Израиль, и вплоть до 2007 года с блеском выполняет свои обязанности. С 94 по 97 год выходят объединенные одной историей альбомы: Танго на облаке, Текиловые сны и Ботаника. Параллельно у группы выходят еще два диска: Микронезия и Гигантомания, с композициями, не поместившимися в предыдущие альбомы. Так, среди прочих, на свет вылупились песни Пиноккио, Яд, Штраус Иоганн и как это ни странно — «2001 год», написанный и впервые сыгранный аж в 1987 году на первом Фестивале Надежд московской рок-лаборатории..

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=31|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

В 1999 группа отправилась в свой первый мировой концертный тур, охватив, помимо Советского Союза, США, Израиль и Европу. Все это было организовано в поддержку нового альбома «Три источника», с внушительным количеством отменных песен, таких как Геенна Огненная, Мсье Серж, Зебры, Африканка и конечно «Катманду», которая мгновенно взлетела на вершины хит-парадов и вошла в качестве саундтрека в известные фильмы и спектакли того времени.

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=30|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

В 2000 году музыканты начинают работу над новым материалом, и через два года появляется очередной 13 номерной альбом «Мифология», наполненный дружескими шаржами и историями из жизни друзей и участников коллектива. А ироничный автопортрет Крематория — песня «Весёлый ансамбль», становится визитной карточкой группы. Однако именно с «Мифологии» начинается и многолетний кризис. Возможно, сказалась психологическая усталость состава, практически не менявшегося в течение долгого времени. Как бы то ни было, но дальнейшие 6 лет не были отмечены выпуском чего-то нового. И тем не менее, «Крематорий» становится одной из самых концертирующих рок-групп страны. В 2003 крематорцы отправляются в очередное мировое турне по России, странам СНГ, США и Западной Европе, квинтэссенцией которого становится город Амстердам. География и количество гастролей неуклонно растут и в 2006 музыканты дают в общей сложности 127 концертов, установив тем самым собственный абсолютный рекорд.

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=22|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

В ноябре 2005 года в сети Интернет открывается сайт сольного проекта Григоряна «3'Ангел», а через год выходит его дебютный альбом «Китайский танк» . Кстати Армен Григорян стал единственным артистом за всю историю Нашествия, который выступил на фестивале с двумя действующими группами.

В 2008 году, после шестилетнего перерыва, выходит 14 по счету номерной диск «Крематория», получивший название «Амстердам». Весной того же года с обновленным составом стартует новый концертный тур «Путешествие в Амстердам».

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=24|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

Благодаря признанию слушателей, заглавная песня «Амстердам» неоднократно поднимается на вершину хит-парада «Чартова Дюжина» Нашего радио, занимает второе место по итогам года и четвертое место по длительности пребывания в «Дюжине» за всю историю ее существования! Песни Амстердам, Не дрянь, Гоблины и Хоббиты, Рукоблудница Лида, Оля, Лунатик, Ромео и Джульетта, Голый парад пополняют концертный репертуар, а сам альбом в конце 2008 года получает «Золотой Диск» от Всероссийской Ассоциации Производителей Фонограмм, за выдающиеся результаты продаж нетленных произведений.

 

{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=23|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

Сила песен и талант музыкантов позволили группе открыть немало славных страниц в своей многолетней истории, стать одним из самых значительных явлений на отечественной рок-сцене и войти в 21 век выдающейся рок-группой не только прошлого, но и нынешнего времени.

 


{phocagallery view=category|categoryid=3|imageid=33|detail=6|displaydescription=1|type=0|float=right}

Отдельно надо отметить самого заслуженного и почетного на данный момент (после АСГ, разумеется) члена Кт с 1987 года, бессменного звукорежиссера Сергея Овсянникова. Именно с ним «Весёлый ансамбль» отыграл все свои концерты, да и львиная доля студийного материала — тоже его рук дело.

 


Сегодня в состав Крематория входят :

  • Армен Григорян (музыка, тексты, гитара, вокал),
  • Максим Гусельщиков (скрипка, клавиши),
  • Владимир Куликов (гитара),
  • Николай Коршунов (бас),
  • Андрей Ермола (ударные),
  • Сергей Овсянников(звукорежиссёр).


 

Слушайте в @AppleMusic: Крематорий
 

CREM RECORDS