Aerojam

 
 

Летопись (часть 10)

71. «Krematorium» CD collection"

Новые времена требовали крутых решений. Поэтому на фирме «Solid records», где появился самый первый по времени издания СD «Зомби», начинает выходить «Krematorium» CD collection" — все альбомы, записанные за две пятилетки. Фирма же сия состоит только из одного человека (впрочем, весьма колоритного) по имени Андрей Гаврилов. Его голос знают в этой стране практически все: Андрей — один из самых популярных переводчиков видео.

Коллекция начинается с диска, в который вошли два альбома — «Винные мемуары» и «Крематорий-2» в оригинальной записи начала 80-х. Обложка компакта была задумана художником как имитация этикетки портвейна. Но Армен счел, что это слишком дешевый напиток и предпочел рижский бальзам.

На задней стороне даны подлинные винные этикетки из коллекции В.Гаврилова, которые были отобраны Григоряном по принципу ближайшего знакомства с ними в «легендарные времена».

Предполагалось, что диск будет чисто коллекционным. В противном случае это могло печально отразиться на репутации наших героев. И те сочли необходимым сделать на нем легкомысленную надпись: «РОСГЛАВКРЕМПРОМ предупреждает: воспроизведение данной записи на радио и ТВ строго запрещено. Лицам, не достигшим половой зрелости, нервнобольным и трезвенникам слушать не рекомендуется». Но пластинка неожиданно стала пользоваться успехом.

Следующим творением в стиле «ретро» стал «Иллюзорный мир». Идея новой обложки напоминает «Зомби» — ее смысл в том, чтобы проиллюстрировать все входящие в альбом песни.

На переднем плане сумасшедшая рыжеволосая Анна томно разглядывает Медузу-Горгону. Но, несмотря на то, что дамочка уставилась Горгоне прямо в глаза, по всему видно, что страшная участь ее миновала. Волосы развеваются на ветру, да и обнаженное тело на камень вовсе не похоже.

За «Иллюзорным миром» последовала «Кома», украшенная пятками очередного директора группы Михаила Оразова. Фотосессия проводилась в Боткинской больнице: тело директора уложили на больничную каталку и накрыли простыней, а пятки снабдили табличкой с названием альбома.

Чересчур серьезное и трагическое содержание решили расцветить истинно крематорским приколом: несмотря на диагноз, мужская функция больного работает вполне исправно. По секрету скажу, что в качестве обозначенного простыней фаллоса использованы кисточка и колпачок от дезодоранта.

Кстати, позже аналогичное оформление было обнаружено на американской компьютерной игре «Between life and death». (Правда, без истинно крематорских приколов.)

И последним в коллекции появился диск «Клубника со льдом». Его оформление было лишь облагорожено серебряной краской — все та же брачующаяся пара и санитар вместо священника. Сейчас уже на фирме «Мороз-рекордс» начинает выходить полное собрание сочинений группы «Крематорий» на 15-и CD, каждый из которых, помимо ремастированной записи, будет включать двенадцатистраничный буклет и бонусы ранее не изданных произведений.


72. Ирина Купряшкина (1995)

В 1995 г. появился очередной директор. Ирину Купряшкину привел в группу художник Василий Гаврилов.

За время своего недолгого директорства Ира прославилась тем, что организовала одесские концерты, где музыкантам совсем не заплатили денег. Одесса их просто «кинула». Рассказывают, что после этого Ирина добиралась до Москвы чуть ли не товарным поездом, вся в слезах и эмоциях.


73. «Текиловые сны» (1995)

Второй частью задуманной год назад трилогии стал альбом «Текиловые сны», записанный в 1995 г. всего за тридцать дней. Хитов здесь, как и в «Танго на облаке», не запланировано. То, что новый альбом — это попытка путешествия по снам, ясно из названия. То, что это одна из сильнейших работ группы за последние годы, станет ясно, если сосчитать количество незапланированных хитов.

«Текилу» писали в МДМ так же, как и «Танго». На этот раз фатально: музыканты выпили в районе Фрунзенской всю текилу. Сначала иноземный напиток закончился в ближайшем киоске. Затем — через дорогу, в супермаркете, и, наконец, он пропал везде. Кто б знал, что водка из кактусов таят в себе такую творческую энергию! Она-то и явились причиной своеобразного названия альбома. Возможно, что она же повлияли и на его успех.

Незадолго до выхода «Текилы» появился максисингл «Бесы в моих снах» с пятью вещами. По просьбе Гаврилова его любезно согласился оформить художник Питер Брейгель (ст.), и на лицевой стороне обложки изображена одна из его гравюр. Оборотная же сторона по логике и задумке дизайнера должна была быть увенчана пентаграммой. Но этому воспрепятствовала знаток оккультных наук г-жа Пушкина, напугав Григоряна последствиями такого шага. Благодаря ей пентаграмма превратилась в знак качества, и встрепенувшийся было сатана лег спать до лучших времен. Одна из пяти композиций — «Эпитафия» — так и не вошла на CD и стала чисто коллекционной записью.

В оформлении нового альбома сымитирован ацтекский религиозный камень-календарь. Правда, он имеет весьма отдаленное сходство с оригиналом. В центре камня спящий, как ему и положено, бог (Морфей или Бахус — неизвестно). Вокруг него квадратными лучиками расположены символы музыкантов.

Внешний круг представляет собой двух змееподобных ацтеков, претендующих на единственную рюмку с текилой. Особенно религиозной кажется сцена совокупления собачек, повторенная в орнаменте камня шесть раз. Между тем, песня «Гаф-Гаф», которую они призваны проиллюстрировать, на диске всего одна. Во вкладыше дана серия фотографий — хроника крематорской пьянки и последующей репетиции.

«Текиловые сны» оказались очень продуктивными во всех отношениях. Благодаря им на горизонте опять возник Кондратий. Его недремлющий компьютерный гений создал клип на песню «Белые столбы». Очень смешной клип, между прочим. Хотя мелькающие на экране лица выражают такое отчаяние, будто их обладатели уже третью неделю не просыхают по случаю всеобщих поминок… Говорят, примерно так и было на самом деле.

После презентации «Текилы» в Горбушке вышел наконец-то нормальный концертник. Особого внимания здесь заслуживает живой вариант того же «Кондратия». Армен Сергеевич, как обычно, восклицает «Ах, куда», остальное поет зал под аккомпанемент группы.


74. Скандал после записи «Текилы» (1995)

Во время гастролей после выхода альбома «Текиловые сны» наши герои, как всегда, попали в историю.

В Минске у них украли кое-какие вещи. Одним из пострадавших, по традиции, оказался Третьяков, вторым — Андрей Сараев. Одежда довольно быстро нашлась, но без содержимого карманов — документов и ключей. Организаторы пообещали все вернуть, а в крайнем случае договорились на денежную компенсацию. Ситуация не из приятных: группу пригласили в Израиль. Сами понимаете, документы были нужны ребятам как воздух…

Музыканты отправились в Москву: что еще им оставалось делать? После месяца бесполезных ожиданий директор группы Сергей Хорошев, наконец, сообщил, что получил паспорта и готов вручить их владельцам.

Но подкреплять слово делом не спешил: то забудет документы дома, то сам не придет на встречу…

Вскоре Григоряну позвонили из Минска. Оказалось, что обещанную сумму давно выслали на имя директора. Обман раскрылся: Хоруса заставили написать долговую расписку, а через некоторое время и заплатить по ней.

Передача денег состоялась возле коммерческого ларька. Со стороны «Крематория» на встречу отправились «цербер» Бухаров и страдалец Третьяков. Рассчитывать на спокойный финал было бы непростительно глупо…

«Бог меня очень любит. Обычному смертному он делает два предупреждения и забирает к себе. У меня этих предупреждений уже штук сто! И всю дорогу я остаюсь на плаву. Мне Мишка Россовский сказал, что если б я в Бога не верил, то давным-давно мертвым был…»

Все прошло шумно, эффектно и драматично, — в лучших традициях боевика. Когда пачка купюр, покинув ладошку Хоруса, была по пути к карману Сергея, из ларька и машин высыпали руоповцы. Мизансцена попахивала плагиатом. Примерно то же наблюдалось в поезде: кто-то получил по морде, кого-то уронили в лужу…

С «вымогателями» разбирались сутки. Из них девять часов Третьяков просидел пристегнутым к батарее — не могли найти ключи от наручников! На следующий день справедливость все-таки была восстановлена: «злодеев» отпустили. Подключившийся к делу адвокат вскоре выяснил, что Сергей Хорошев находится на учете в психдиспансере…

Это версия событий в изложении музыкантов «Крематория». Не сомневаюсь, что у Хоруса есть свой вариант, но мне он неизвестен. Денег ребята так и не увидели, а оба Андрея — Сараев и Мурашов — не успели получить паспорта и никуда не поехали.


75. Дилогия «Микронезия» и «Гигантомания» (1996)

В следующем, 1996 г. на фирме «Apex» появляются два номерных альбома — «Микронезия» и «Гигантомания». Они собраны, в основном, из старых композиций — тех, что не вписались в другие альбомы. Сюда включены так же ремейки нескольких уже известных вещей («Ура!» и «Яд»).

Легенда гласит, что причиной появления дисков стал несчастный случай. Скрипач, шедший после Нового года домой, поскользнулся, упал и сломал руку. Кроме того, он разбил закуску, которую нес в этой руке. Но (воистину профессионализм — великая штука!) графинчик, имевшийся в другой руке артиста, уцелел вместе с содержимым. И музыканты, не имевшие возможности концертировать, сели в студию. Свет увидела очередная двойня.

«Микронезия» — это первый опыт, где в шкуре солиста побывали все музыканты группы. Самой симпатичной стала, пожалуй, «Песня старого хипа» в исполнении Андрея Сараева. Народу же очень полюбился коллективно сочиненный опус на музыку «Штрауса». Третьяковская «Палома-попс» (первая и пока единственная крематорская вещь на стихи Пушкиной) тоже оказалась очень милой. А наиболее интересным и неожиданным открытием «Гигантомании» стал далеко уже не новый «Мата-хари блюз» в исполнении Ольги Дзусовой. Тот самый, что был в свое время отвергнут мадам Агузаровой. Если помните, для нее он оказался чересчур вольным и 10 лет пылился в столе в ожидании своего звездного часа.

Альбомы были задуманы дилогией, и оформление им создали соответствующее. В одном случае члены группы изображены в качестве колоссов на пьедестале, в другом — букашек под лупой на деке гитары.

Когда художник согласовывал обложки, Григорян с одобрением отнесся только к «Гигантомании». «Что ж, мы такая мелкая группа, что и в лупу не видать?» — возмутился он по поводу «Микронезии». Но, поняв, что смеяться от души можно только над собой, Армен согласился и с этой идеей.

К сожалению, программа так и не была отработана на концертах. С материалом «Гигантомании» и «Микронезии» прошло буквально два выступления, и ребята целиком погрузились в будущий альбом. Правда, успели снять клип на песню «Пиноккио», вполне достойный «Оскара» в номинации «самый крутой отрыв от действительности».


76. Альбом «Ботаника» (1997)

«Ботаника», третий том великого романа (первые два — «Танго на облаке» и «Текиловые сны»), записан в 1997-м году. Это последняя стадия — путешествие, во время которого сознание дремлет, но снов не видит; когда человек подчиняется тем же законам, что трава, цветы, деревья… Сентиментальная романтика с соответствующим оформлением.

По текстам альбом получился слегка наркотическим, зато музыка ненавязчиво уводит слушателя лет на десять назад. Правда, среди легких, почти акустических песенок, можно встретить и довольно тяжелую, с налетом мистики, композицию «Мой генерал». (Хотя содержание у нее, как водится, довольно пошленькое…)

«Ботанику» надо слушать чаще. Она действительно наркоманская. Первое прослушивание не идет, второй раз уже ничего. Третий, четвертый… А недавно мне говорят: «Классный альбом!»

Как правило, бывает наоборот. Первый раз послушал: классно! Второй раз: ничего… Третий: нет, давай послушаем что-нибудь другое". (В.Бухаров)

Оформляя диск, художник отказался от темы наркотиков вполне осознанно. Картинка преподносит альбом в ином плане — эротическом, мастерски уводя в направлении, ровно противоположном заданному.

Здесь использован боди-арт. Интересно, что даже фамилия натурщицы вполне ботаническая — Орешникова. Так вот, несмотря на то, что интерес к этому виду искусства слегка поутих, госпожа Орешникова украшает обложку своим слегка позеленевшим телом. Расписывать ее Гаврилову помогала одна из лучших визажистов Москвы Татьяна Бердникова, а снимал Максим Полубояринов. Интересно и то, что это первый в России CD, оформленный с помощью боди-арт.

После записи альбома в группе появилась тур-менеджер Людмила Рогачева, которая предложила тур по 50-и городам.

Весной на пробу съездили в семнадцать. Для верности даже взяли с собой психолога, чтобы тот влиял на пристрастие музыкантов к водке. Но фокус не удался: факир на третьем концерте спился сам, и был с позором выдворен в Москву.

Однако благодаря жесткому концертному графику все обошлось. И после небольшого отдыха начались двухмесячные гастроли от западной Украины до Сибири. Из Новосибирска пришлось вернуться: 31 мая в Горбушке состоялась презентация «Ботаники».


77. Людмила Рогачева (1997)

Тур-менеджер Людмила Рогачева вылупилась из театра ДДТ. Она сразу же организовала нашим героям мощный гастрольный тур по случаю выхода альбома «Ботаника», и до сих пор время от времени устраивает ребятам гастрольные поездки. Люда живет в Питере.


78. Дмитрий Верховский (1998)

Последний по времени появления крематорский директор Дмитрий Верховский пока еще не успел себя зарекомендовать. По договору с «Крематорием» он отвечает за все мероприятия, связанные с пятнадцатилетием группы и выход соответствующей случаю продукции…


79. Питие — понятие сугубо творческое

Несмотря на концептуальный альбом «Ботаника», эксперименты по расширению сознания бывают не так уж часто. В том, что касается отношений наркотики — «Крематорий» не подходит определение «образ жизни». Скорее, «в жизни все нужно попробовать». И уж, конечно, хотелось бы знать, о чем пишешь.

К лучезарному образу наших героев куда легче приклеить ярлык «беспробудное пьянство». Правда, надо отметить, что употребляемые сегодня количества не идут ни в какое сравнение с тем, что было выпито ими в студенческие годы…

«Репетиции у Армена на квартире постоянно заканчивались пьянкой… Состояние было очень творческое!» (А.Кондратьев)

Надо сказать, что вечер в хорошей компании никогда не был чем-то сверхоригинальным.

Однако, со временем меняются марки любимых напитков, а с возрастом и сам принцип пития: начинаешь больше думать об удовольствии, меньше — об усилении эффекта.

Но этот процесс не имеет отношения к музыке. Точнее, к процессу ее создания. И уж, тем более, глупо пытаться расшифровать непонятные образы при помощи алкоголя или наркотиков… Предпосылки и идеи могут быть спьяну, но конкретика появляется гораздо позже. Сегодня в группе действует правило: перед концертом никакого спиртного на столе!

«Пьяными никогда не получались ни запись, ни концерт. Пьяным я вообще не могу писать — такой бред выходит! В этот момент кажется — о-го-го! А на самом деле такой поэт Кукушкин… У нас теперь закон: концерт играем только трезвыми». (А.Григорян)

Во время ботанического тура «Крематорий» объехал более 60 городов России и ближнего зарубежья. Это оказалось особенно сложно, так как в каждом городе их ждал банкет.

Поэтому ближе к концу гастролей ребята заехали в Трусковец подлечить пошатнувшееся здоровье. Всенародная лечебница манила своими возможностями и «Крематорий» не устоял, согласившись отыграть концерт и там.

Три дня музыканты держались. Всем составом они пили напитки с нежными названиями «Маруся» и «Нафтуся» вместо привычной «Смирновской». Кто-то таким образом прочищал печень, кто-то почки… Результат оказался просто невероятным. Почки распустились, печень расцвела, а Третьяков — уникальный случай — на два дня бросил пить вообще. Глядя на это, его коллеги сделали вывод, что «Нафтуся» действует не только на почки, но и на голову.


80. Что такое «Крематорий»

Это мрачное здание состоит из кирпичиков, вложенных в него героями всех пятнадцати лет. При любых сменах состава лучшее всегда оставалось, а кое-что используется в аранжировках до сих пор.

Нынешний состав, в принципе, оптимален. Ведь за достаточно долгий срок существования члены группы почти не дрались между собой. Тогда как раньше это было нормой поведения.

Можно было бы сказать, что мы коллеги, но я считаю, что мы — нечто большее. Когда люди только работают вместе, они — коллеги. Поиграл, и тебе хочется уйти к своим друзьям. А нам очень приятно сидеть вместе за одним столом и, предположим, пить пиво…" (А.Сараев)

«Крематорий» — это микромир, который развивается по своим законам. Понимание приходит не сразу — нужен год для того, чтобы они стали частью жизни.

Так что, отдельных слов заслуживают пограничники этой страны — их дело поставлено наилучшим образом.

Когда появляется посторонний человек, он нарушает гармонию. Иногда ребятам кажется, что им вообще больше никто не нужен… К чему в итоге приведет такая изоляция от мира, сказать трудно. Ежик, бессменный звукорежиссер группы, недавно заметил: музыканты все больше превращаются в животных, в игре появляется какая-то остервенелость…

«Барабанщик у нас называет это ощущение „качок“. Каждый „летит“, каждый „качается“. С третьей песни „полетело“… И у всех что-то свое — у кого шар, у кого маятник забегал… У меня лично стенка сзади появляется…» (А.Мурашов)

Как корабль назовешь, так он и поплывет. У нас на борту написано «Крематорий», и в отличие от Летучего голландца, экипаж этого судна укомплектован пока еще живыми матросами.

Но летопись Стремного корабля ведется с незапамятных времен. Все, кто хочет встретиться ТАМ после смерти, давным-давно внесены в списки и пронумерованы. Каждый из них подписал священный манифест «Крематория». Однажды брошенное на ветер слово определило всю последующую судьбу — эта надпись горит во лбу каждого бойца.

«И название, и музычка (минор с мажором) — в этом есть определенная мистика. Она присутствует и на концертах — это действо непростое. Я, например, не люблю подготовку. Обычно приходит само и я действую так, как приказывают… В какой-то момент я был уверен, что это посыл снизу. Но поражает совокупность светлого и темного — этот коктейль и причина всему. Мы сами вроде как бесы получаемся… А с другой стороны, вроде бы и наоборот. Может быть, мы — народец, которому еще нет определения?» (А.Сараев)


81. Манифест «Крематория»

1. Я хочу прожить героическую жизнь и сделать мир лучше, хотя я не знаю как.

2. Я пою, пишу стихи и картины, играю на лютне лишь для того, чтобы все услышали то, что звучит в моем сердце.

3. Я питаюсь энергией толпы, но мое естественное состояние — одиночество. Данная форма самобичевания — лучшее средство от впадания в маразм.

4. Обладая с рождения правом на собственную смерть, я ощущаю ответственность только перед господом богом и сатаной, если они существуют.

5. Я всегда готов обменять весь этот интеллектуальный бред на вино, женщин и Rock-n-roll.

(1977)

До встречи на небесах!


Часть 9 Оглавление Часть 11



 

Слушайте в @AppleMusic: Крематорий
 

CREM RECORDS