Aerojam

 
 

Летопись (часть 9)

64. Бойня в Вологде (1993)

По пути в Северодвинск, выпив за успех новой пластинки, музыканты не сошлись с проводницей поезда во взглядах на жизнь. Не сомневаюсь, что вели себя гастролёры не слишком скромно. Видимо, поэтому к ним в купе и решили подселить ещё одного пассажира. Предложение было верхом наглости! Пускать к себе незнакомого человека, неизвестно, когда он выйдет и что прихватит с собой. Тем более, что все места были оплачены, в связи с чем бесцеремонная работница железных дорог, решившая подзаработать, была дружно послана нашими героями на три буквы. Третьяков вспоминает, что ушёл спать уже в шесть вечера в соседнее купе и лёг на нижнюю полку, чтоб далеко не падать. Из одежды он снял только куртку – штаны и зимние ботинки остались. В таком элегантном виде он и проснулся оттого, что всё-таки упал… прямо в сугроб.

Пока музыканты отдыхали, несговорчивым пассажирам была объявлена настоящая война. Для начала, на станции Вологда внутрь купе побрызгали «Черёмухой». Дождавшись, когда откроется дверь, стражи порядка построили музыкантов по своей излюбленной схеме. Полупьяных, полуспящих людей – кого за волосы, кого палками – проволокли через вагон и сбросили в снег. Армену разбили очки. Андрею Мурашову сломали нос, Троегубов получил гематому при ударе ниже пояса! Третьякову досталось больше всех – ему отбили нерв на большом пальце правой руки, и он долгое время не мог играть. По Сараеву с Россовским менты промахнулись! После этого вокзальные садисты отправили ребят в вытрезвитель и заставили открыть кофры, в которых, согласно телеграмме, отправленной подлой проводницей, должен был находиться спирт, перевозимой группой контрабандистов! Пощупав гитары и, почесав тупые головы, служители правопорядка под командованием сержанта Дресвянина, ретировались! Работники вытрезвителя оказались более вменяемыми, зафиксировали у всех лёгкую форму опьянения и по счастливой случайности оказались меломанами. Взяв у депортированных с поезда автографы, отвезли их обратно на вокзал. Северодвинские фанаты, тем временем, собирались отомстить за поруганную честь кумиров. Их еле уговорили не опрокидывать вагон подошедшего к станции поезда и оставить проводницу в живых…

До Северодвинска доехали на следующий день, зафиксировали травмы в больнице и дали чуть было не совавшийся концерт. После этого в «Московском комсомольце» появилась спецзаметка, а на столичном телеканале прошёл сюжет. Было возбуждено уголовное дело, но до суда так и не дошло! Якобы часть ментов-садистов погибла при исполнении, а остальные быстро уволились и следы их затерялись. Эта история попала даже на вкладку «Двойного альбома». Правда, отражена она там весьма туманно: "Обмыто: 26 октября 1992 г. (Москва) – 28 января 1993 г. (поезд Москва-Северодвинск). Гранд-финал – на станции Вологда, где альбом был омыт кровью и опрыскан «Черёмухой».

dot.gif?1544521187029

65. Десятилетний концерт в Горбушке (1993)

В октябре в Горбушке должен был с пафосом пройти юбилейный концерт, но за несколько дней до намеченной даты случился государственный путч и концерт пришлось отменять. Через некоторое время он всё-таки состоялся! Перед началом на площадке возле ДК Горбунова был устроен пионерский костёр: Григорян жёг авторский тираж неудавшейся книги, изданной небольшим тиражом одним из инициативных любителей русского рока – на каждую страницу этого шедевра приходилось по десятку ошибок. По ходу концерта Армен прилюдно кремировал свою знаменитую шляпу и тут же водрузил на голову другую.

Предсказания, которые сделал пять лет назад неизвестный даритель аксессуара, исполнились. После этого шляпы горели каждую пятилетку, дабы её влияние на владельца не стало негативным… В Горбушке в качестве гостей отметились почти все, кто когда-либо играл с Григоряном – Севастьянов, Свободин, Хомяков и т.д. К тому же, концерт увековечили на видео. Большую помощь в этом оказали почётный член общества друзей кремации Андрей Богданов и его друг бизнесмен Виталий Ахметов, с подачи которого, кстати, наметился очередной скандал! Общая сумма спонсорского вклада Виталия Ахметова, по его мнению, явно превышала стоимость съёмки и побочных мелких расходов, предоставленных в отчёте ответственным за финансовую часть мероприятия Троегубовым! Непонятные ситуации с бухгалтерией случались и ранее, практически превратившись в систему!

«Гонорар за два концерта в Одессе организаторы почему-то должны были привезти на вокзал! В последний момент, перед самым отправлением поезда они появились и передали нашему казначею Троегубову пакет, в котором после вскрытия в купе оказались орехи и минералка!

Конечно, тогда мы всё списали на одесскую хитрость, а уж наличие „крота“ в группе отметалось напрочь! С другой стороны, совершенно очевидно, что до такой ситуации довела и „профессиональная“ работа нашего родного админа. Кроме этого, так и не разобрались со спонсорскими деньгами по юбилейному концерту, концы с концами никак не сходились!

Систематически возникающие финансовые проблемы надоели уже сами по себе! Этот „День сурка“ достал окончательно»!

(Армен Григорян)

Очередная проблема с бухгалтерией была уже последней каплей. Увольнение играющего администратора случится вскоре и очень быстро, – в один день. Через пару недель после юбилейного концерта уехал в Израиль на пмж и один из главных действующих лиц «Крематория» – скрипач Михаил Россовский, который до сих пор работает там программистом, регулярно выходя на сцену во время тамошних гастрольных выступлений Весёлого Ансамбля!

dot.gif?1544521187029

66. Василий Ратников (1993)

А вот и красивая сказка о том, как крематорский фанат, студент МАИ, появившись в 1993 г. на горизонте группы, стал на долгое время одним из самых преданных и кристально честных администраторов группы. После окончания института и крематорской практики он работает в области компьютерных технологий.

dot.gif?1544521187029

67. Фильм «Тацу» или «Гончие псы» (1994)

Английская фирма «Storm international», снимавшая музыкальный фильм, пригласила Армена Сергеевича поучаствовать в создании картины в качестве композитора и актёра. Сюжет фильма рисовал модную тогда тему превратностей судьбы в стиле «АССЫ» Сергея Соловьёва. Сценарий выглядел довольно динамично: рок-музыкант после незаслуженной отсидки безуспешно пытается вернуться в нормальную жизнь, в музыку, семью, к бывшим друзьям, но в отчаянии убивает подлого опера, который его на зону и отправил. Фильм получился на удивление занудным и затянутым, но судьбоносным. Ещё на пробах Григорян познакомился с исполнителем главной роли – актёром Вячеславом Бухаровым. Как оказалось, он неплохо играл на скрипке, что очень скоро и привело его в группу “Крематорий” в качестве полновесного музыканта на долгие 17 лет!

Кроме него и всех музыкантов «Крематория» в картине снялись: Настя Полева, Маргарита Пушкина, Слава Боровский, Никита Прозоровский и воронежская группа «Молотов коктейль»! Фильм же назывался «Тацу» или «Гончие псы». Появление Пушкиной на экране вызвало в тусовке шок. Но причиной стал не драматический талант актрисы. Всё дело в том, что Рита вещала голосом повзрослевшей Снегурочки, притом, что её собственный голос напоминает, скорее, деда Мороза в молодые годы… В итоге, несмотря на забавные и загадочные моменты, фильм получился никаким. Из отснятого материала удалось вылепить два видеролика на песни «Последний шанс» и «Маленькая девочка». В широкий прокат картина так и не вышла, и ограничилась премьерным показом в столичном Центральном доме художников.

dot.gif?1544521187029

68. Вячеслав Бухаров (1994 – 2007)

В четыре года ребёнку подарили аккордеон. Славик быстро научился растягивать непропорционально большой инструмент при помощи рук и ног. К пяти он освоил «Барыню» и вовсю развлекал местных старушек. Бухаровы жили на краю кладбища, и музыкой, доносившейся с раннего утра в спальню малыша, был траурный марш. Прошло несколько лет, и кладбище стало предметом сильнейшего мальчишеского любопытства. Ребята проверяли, кто сможет ночью пройти без фонарика по главной аллее. Наш герой проходил… Закончилось безоблачное детство. Пришлось идти в «музыкалку» и терпеть её долгие восемь лет. К тому же, эти занятия не приносили ничего, кроме насмешек сверстников. Мальчику постоянно приходилось осваивать новые маршруты, обходя целые дворы. Вслед, как правило, неслось: «Эй, сыграй оперу Глинки „Рваные ботинки“!». Одну скрипочку Слава оставил в трамвае, другую в сердцах сломал об дерево… Но это не помогало. Тогда он занялся боксом. А в старших классах началось увлечение «Битлами».

Отслужив три года в морфлоте, Бухаров женился и, вслед за женой, поступил в Воронежский институт искусств на театральное отделение. По окончании института он работал в Театре балтийского флота и в Русском драматическом театре г. Риги, а позже, оставив в Воронеже сына, приехал в Москву на съёмки «Тацу».

Первые годы в Москве скрипач снимал дачу в Малаховке. Он присматривал за домом и ухаживал за курами, да так, словно всю жизнь только этим и занимался. Хозяин быстро смекнул, что к чему, и меньше, чем через год перестал брать с постояльца деньги… Как все скрипачи, он, хоть и ворчливый, но романтик. Внешне чем-то напоминает Гоголя и Леонида Филатова, что немного объясняет несостоявшуюся карьеру в кино.

Новый скрипач, придя на смену Михаилу Россовскому, довольно долго приспосабливался к музыкальной стилистике группы. Тем более, что скрипка в «Крематории» – инструмент очень важный. Её участие захватывает почти все песни. В некоторых случаях она должна звучать в интервалах с гитарой в характерном сочетании. Россовскому это удавалось, Бухарову тоже со временем удалось. Тем более, что он неплохо владел клавишами и пел. Так что, заодно решилась проблема вторых голосов. На первых выступлениях он прятался за кулисами, на сцену выбегал по отмашке, застенчиво играл свою партию и опять нырял обратно. При его участии записаны альбомы «Танго на облаке», «Текиловые сны», «Микронезия», «Гигантомания», «Ботаника», Три источника, «Мифология».

«Музыканту требуется год, чтобы понять, что такое „Крематорий“: музыка, отношения в группе и т.д… Тем более, что попадать вместе в музыке можно только, попадая вместе в жизни. Надо ведь как-то существовать в этом домике с трубой. Даже не существовать, а жить, ловить свой кайф». (А.Сараев)

Помимо музыкального, Бухаров обладал ещё одним, весьма полезным в жизни даром – к нему применимо понятие «цербер». Если надо, он легко может дать по морде или сказать пару ласковых… Поэтому многие вопросы к организаторам решались с его помощью и, как правило, продуктивно!

dot.gif?1544521187029

69. Альбом «Танго на облаке» (1994)

У плодовитого Григоряна возникла мысль создать роман с продолжением. Трилогия позволяла развить идею состояния индивидуума в трёх разных измерениях: пространства, времени и энергии, но не в виде отдельных и не связанных друг с другом историй, как на «Зомби», а более глобально – с единым сюжетом! Сказано – сделано, и первым в 1994 г. был записан альбом «Танго на облаке». Если на клетке с тигром написано «лев», – не верь глазам своим. И первый диск трилогии «Танго на облаке», по замыслу автора, – сугубо материальная ипостась, и поэтому должна быть поддержана соответствующим музоном. Пересечение пространства, реальности и снов происходит на корабле времени, с помощью которого мореплаватели открывают «Terra Incognita». Именно это ощущение хотел передать автор. Поэтому друзья нарядились» не в пилотов, а в пиратов, и придумали себе настоящие пиратские клички: «Капитан Сильвер», «Старпом Казанова», «Весёлый Роджер» и т.д. Обложка гласит, что «действие происходит на корабле „Фантазия“ в легендарные времена». Здесь Григорян пробует работать не только над смыслом песен, но и над фонетическими особенностями языка. Говорят, поэтому «Танго на облаке» нравится иностранцам. На нём есть очень хорошие треки, но в общем контексте они почему-то теряются. Правда, две из них позже претерпели второе рождение в концертном варианте и стали хитами. Это «Брат во Христе» и «Jeff – белая кровь».

История создания последней необычна. Это посвящение десятилетнему Илье, сыну старинного приятеля Григоряна Андрея Богданова. Маленький мальчик тоже считал Армена другом, часто играл вместе с его детьми. Илья умер от лейкемии, и песня написана посмертно.

В «Танго на облаке» полностью оправдал себя Мурашов, его гитарные интервалы с отсылом к группе «Queen» пришлись к месту! Поскольку Бухаров тогда ещё делал первые робкие шаги, скрипка усилена струнным квартетом. В результате, заоблачные дали оказались на расстоянии вытянутой руки, а традиционный крематорский саунд куда-то улетел, сменившись милыми академическими трелями. Бэк-вокалист Троегубов участвовал в работе уже, скорее по инерции, больше, как фотомодель и, записав подпевки в четырёх вещах, улетучился без всяких иллюзий относительно своего места в группе. И на сей раз – с концами. А вот Сараев с Третьяковым здесь выглядят уже фирменной спайкой, ритм-секция стучит и басит нагло и уверенно!

В полиграфии опять отошли от своего традиционного имиджа «сдержанный траур». Несдержанность проявилась во всевозможных одеяниях, которые были взяты для съёмок в театре «Сатирикон». По мнению артистов, они в таком виде похожи на пиратов. На самом же деле, эта компания больше напоминает героев какого-то экзотического мультика о нравах дурдома. Особенно яркое впечатление производит сам Григорян в наполеоновской треуголке. Он и здесь не изменил своему пристрастию к головным уборам: как раз эта часть его гардероба наводит на мысль о психушке. Бухаров щеголяет в наряде смерти, Андрей Сараев чем-то напоминает Тиля Уленшпигеля. Нечто пиратское есть, пожалуй, и в облике Третьякова, а вот Мурашов в явно великоватых «доспехах» уводит воображение во времена гоблинов и хоббитов.

Обложку альбома венчает батальное полотно в том же стиле «сrasy» (художник Андрей Мельник). При ближайшем рассмотрении на нём угадываются: кособокая женщина, отдельно торчащая пятка, а также – инопланетное существо в котелке с большим тесаком. Видимо, по замыслу художника гуманоид олицетворяет Григоряна, тётенька – любовь, а чувак с тесаком – смерть. Так втроём на обложке и танцуют!

dot.gif?1544521187029

70. «Онкобольной Хорус» (1994 – 1995)

Сергей Хорошев по кличке Хорус некоторое время выступал в «Крематории» в качестве прилипалы-собутыльника, параллельно работая в археологической экспедиции по раскопкам на Манежной площади. Однажды он обнаружил на Большой Ордынке подвал, находящийся на балансе его родственника из археологической конторы, и предложил его ребятам под репетиционную базу. Сделку оценил арендной платой для родственника и должностью админа группы для себя. Тогда о том, что этот «Хорус» состоит на учёте в психдиспансере никто и не догадывался! Группа получила репбазу, а псих-археолог отправился с ребятами на гастроли в Минск, и там, прямо как по заказу, во время ужина в ресторане произошла кража со взломом!  Из гардероба украли верхнюю одежду, и кого бы вы думали? Точно, Третьякова и Сараева, и в придачу – вместе с паспортами! Организаторы и хозяин заведения пообещали возместить ущерб, если документы не всплывут в ближайшее время! Новый админ вызвался за всем этим проследить и держать под контролем, записал телефоны следователей, проявляя деловую хватку и интерес». Неделю спустя, после возвращения гастролёров в Москву, минские товарищи сообщили, что выслали администратору группы Сергею Хорошеву компенсацию, получение которой он им подтвердил. Тут-то всё и началось! Хорошев позвонил Третьякову и сообщил, что паспорта нашлись и доставлены в Москву, после чего исчез! Спустя неделю он вновь вышел на связь и с прискорбием поведал, что у него обнаружили рак лёгких и поместили в клинику. Настойчивые и уже отнюдь не дипломатические звонки Третьякова возымели действие, и «онкобольной» назначил ему встречу, пообещав передать присланную из Минска компенсацию. Когда же Третьяков в компании Бухарова отправились на назначенную Хорошевым стрелку, то вместо денег они получили от горе-админа пачку фальшивых, меченых купюр, с которыми их и принял РУБОП! Полежав немного на асфальте, Бухаров благополучно уехал домой, а Третьяков отправился ночевать в спецприемник и провёл там всю ночь, сидя на табуретке, прикованный наручниками к батарее отопления! По утру дозвонились Армену, и он приехал в отделение милиции. В результате обстоятельных разъяснений, сами сотрудники убойного отдела, сопоставив факты и странное поведение гражданина Хорошева, предложили дело замять быстро и без последствий, если последний заберёт своё заявление о вымогательстве. Выяснилось, что все телефонные разговоры с Третьяковым Хорошев записал на магнитофон, а Сергей Анатольевич своё отношение к этому утырку не скрывал и в выражениях не стеснялся. Собственно, это и стало основанием для милицейской спецоперации. Пришлось звонить бывшему админу, а тот, конечно, только этого и ждал! Третьяков вышел на свободу с чистой совестью, а Хорус благополучно остался при своей болезни и чужих деньгах. Дело было в середине 90-х прошлого века, но «онкобольной», если верить очевидцам жив и поныне! Подался в болельщики «Спартака» и по-прежнему христарадит в долг, ссылаясь на неоперабельную стадию рака лёгких, вызывая сочувствие и понимание у добродушных сограждан! В подвальчике на Большой Ордынке, тем не менее, музыканты успели полностью подготовить к записи вторую часть трилогии «Текиловые сны»!

 

Часть 8 Оглавление Часть 10



 

Слушайте в @AppleMusic: Крематорий
 

CREM RECORDS