Aerojam

 
 

Летопись (часть 9)

63. История после записи «Двойного альбома» (1993)

По пути в Северодвинск, выпив за успех новой пластинки, музыканты не сошлись с проводницей поезда во взглядах на жизнь. Не сомневаюсь, что вели себя гастролеры не слишком скромно. Видимо, поэтому к ним в купе и решили подселить еще одного пассажира. Пускать к себе незнакомого человека не очень-то хотелось: неизвестно, когда он выйдет и что прихватит с собой. Тем более, что в купе находились инструменты, и все места были оплачены.

Тогда проводница заручилась поддержкой милиции, которая ласково, но дружно была послана нашими героями обратно. Третьяков вспоминает, что ушел спать уже в шесть вечера в соседнее купе и лег на нижнюю полку – чтоб далеко не падать. Из одежды он снял только куртку – штаны и зимние ботинки остались.

В таком элегантном виде он и проснулся оттого, что все-таки упал – прямо в сугроб.

Пока герои отдыхали, нахальным пассажирам была объявлена настоящая война. Для начала внутрь купе побрызгали «Черемухой». Дождавшись, когда откроется дверь, стражи порядка построили музыкантов по своей излюбленной схеме. Полупьяных, полуспящих людей – кого за волосы, кого палками – проволокли через вагон и сбросили в снег.

Армену разбили очки и осколками расцарапали лицо. Андрею Мурашову сломали нос, а Виктор Троегубов получил гематому. Третьякову досталось больше всех – ему отбили нерв на большом пальце правой руки, и он долгое время не мог играть.

После этого ребят отправили в вытрезвитель. Тамошние работники по счастливой случайности оказались меломанами и, взяв у наших героев автографы, отвезли их обратно на вокзал.

Северодвинские фанаты, тем временем, собирались отомстить за поруганную честь кумиров. Их еле уговорили не опрокидывать вагон подошедшего к станции поезда и оставить несчастную проводницу в живых…

После этого в «Московском комсомольце» появилась заметка, а на московском телеканале прошел сюжет. Директор группы Троегубов отправился на прием к замминистра МВД, и по вопросу было возбуждено уголовное дело.

Не прошло и полугода, как два основных виновника отправились в мир иной. Причем один по иронии судьбы пострадал от алкоголя. Другой – от рук бандитов во время какой-то операции. Оставшихся в живых попросту выгнали со службы. Оказалось, музыкантам инкриминировали то, что они перевозят спирт: в поезде Григорян нахально заявил представителям власти, что везет в себе пару стаканов и был неверно истолкован…

Эта история попала даже на вкладку «Двойного альбома». Правда, отражена она там весьма туманно:

"Обмыто: 26 октября 1992 г. (Москва) – 28 января 1993 г. (поезд Москва-Северодвинск). Гранд-финал – на станции Вологда, где альбом был омыт кровью и опрыскан «Черемухой».


64. Десятилетний концерт в Горбушке (1993)

В октябре в Горбушке должен был с пафосом пройти бесплатный концерт. Но за несколько дней до намеченной даты случился путч, и концерт пришлось отменять. Через несколько дней он все-таки состоялся – со стрельбой и салютом.

Перед началом на площадке возле ДК Горбунова был устроен пионерский костер: Григорян жег авторский тираж неудавшейся книги – на каждую страницу этого шедевра приходилось по пять ошибок.

После концерта Армен прилюдно кремировал свою знаменитую шляпу, тут же водрузив на голову другую. Предсказания, которые сделал девять лет назад неизвестный даритель аксессуара, исполнились. После этого от шляпы надлежало избавиться, дабы ее влияние на владельца не стало негативным… Что и было проделано с помпой.

В Горбушке в качестве гостей отметились почти все, кто когда-либо играл с Григоряном – Севастьянов, Свободин, Хомяков и т.д. К тому же, концерт увековечили на видео. Большую помощь в этом оказали почетный член общества друзей кремации Андрей Богданов и Виталий Ахметов, на деньги которого и был создан фильм.

Хоть обычно ни одно дело не обходится без увечий или криминала, на этот раз все было тихо. Если, конечно, не считать путча и очередного конфликта с Троегубовым. Страшно недовольный организацией концерта, Армен разжаловал Виктора из директоров. Вакантное место досталось Михаилу Оразову.

Однако Россовскому все это казалось невообразимо скучным: «такая мертвая скука, от которой хочется самоубиться». И через пару дней после концерта он уехал в Израиль, подальше от прежней жизни. Теперь Майк работает программистом в Тель-Авиве.

«Ясно, что оба дураками были с Арменом, ну да чего там… В общем, теперь отношения отличные. Как у взрослых детей с их старыми придурковатыми родителями – чем дальше друг от друга живут, тем больше друг друга любят. Но эмиграция – как смерть, а если человек побывал на том свете, вряд ли он приживется на этом».

65. Василий Ратников (1993)

А вот и красивая сказка о том, как крематорский фанат, студент МАИ, появившись в 1993 г. на горизонте наших героев, стал бессменным администратором группы.

Вася Ратников решает бытовые проблемы группы, отвечает за банкеты… Институт он давно закончил и работает в области компьютерных технологий.


66. Фильм «Тацу» или «Гончие псы» (1994)

Английская фирма «Storm international», снимавшая музыкальный фильм, пригласила Григоряна в качестве композитора и актера. А сюжет фильма рисовал модную тогда тему превратностей судьбы советского рокера. Главную роль (рокера) играл будущий крематорский скрипач Вячеслав Бухаров.

Несмотря на динамичный сюжет, картина не удалась. Причин этому множество. В первую очередь, с задачей не справился режиссер. Да и среди актеров не было, увы, ни одного профессионала… На роль генерала, например, взяли осветителя. Кроме него, здесь снимались: Настя Полева, Маргарита Пушкина, Слава Боровский, группа «Молотов коктейль» и, естественно, все музыканты «Крематория». Фильм же назывался «Тацу» или «Гончие псы».

Появление Пушкиной на экране вызвало в тусовке шок. Но причиной стал не драматический талант актрисы. Все дело в том, что Рита вещала голосом повзрослевшей Снегурочки, притом, что ее собственный голос напоминает, скорее, деда Мороза в молодые годы…

Герой Троегубова по сценарию вступал в конфликт с группой и, похоже, что фильм напророчил окончательный уход Вити из «Крематория»: это случилось вскоре после съемок.

В итоге, несмотря на забавные и загадочные моменты, фильм получился на редкость занудным. Правда, благодаря ему Армен все-таки нашел себе нового скрипача. А из отснятого материала удалось вылепить несколько неприличных роликов.

Говорят, что картина выкуплена у англичан российской прокатной компанией и, по слухам, в ближайшее время она выйдет на экраны.


67. Вячеслав Бухаров (1994 – 2007)

В четыре года ребенку подарили аккордеон. Маленький Славик быстро научился растягивать непропорционально большой инструмент при помощи рук и ног. К пяти он освоил «Барыню» и вовсю развлекал местных старушек. Бухаровы жили на краю кладбища, и музыкой, доносившейся с раннего утра в спальню нашего героя, был траурный марш. Прошло несколько лет, и кладбище стало предметом сильнейшего мальчишеского любопытства. Ребята проверяли: кто сможет ночью пройти без фонарика по главной аллее? Слава проходил…

Закончилось безоблачное детство. Пришлось идти в «музыкалку» и терпеть ее долгие восемь лет. Поскольку дом Бухаровых стоял в рабочем районе, занятия не приносили ничего, кроме насмешек. Мальчик постоянно осваивал новые маршруты, обходя целые дворы.

Вслед, как правило, неслось: «Эй, сыграй оперу Глинки „Рваные ботинки“!» Одну скрипочку Слава оставил в трамвае, другую в сердцах сломал об дерево… Но это не помогало. Тогда он занялся боксом. В старших классах началось увлечение «Битлами» и игра в ансамбле.

Отслужив три года в морфлоте, Бухаров женился и, вслед за женой, поступил в Воронежский институт искусств на театральное отделение. По окончании института он работал в Театре балтийского флота и в Русском драматическом театре г. Риги, после чего, оставив в Воронеже сына, приехал в Москву на съемки «Тацу».

Первые годы в Москве скрипач снимал дачу в Малаховке. Он присматривал за домом и ухаживал за курами. Да так, словно всю жизнь только этим и занимался. Хозяин быстро смекнул, что к чему, и меньше чем через год перестал брать с постояльца деньги…

Теперь это в прошлом: у Бухарова есть работа, друзья, жена, квартира… Как все скрипачи, он – хоть и ворчливый, но романтик. Внешне чем-то напоминает Гоголя и Леонида Филатова, что немного объясняет несостоявшуюся карьеру нашего героя в кино.

Бухаров оказался неплохим скрипачом и надолго осел в «Крематории» в этом качестве. Правда, ему пришлось долго привыкать к большим залам. Ведь происходящее в театре таинство носит совершенно иной характер. Если на спектакль приходит 300-400 человек, – это уже успех. Если больше – аншлаг. Концерт «Крематория» в случае того же количества зрителей смело можно отменять.

Новый скрипач довольно долго и тяжело входил в музыку. Ему, как и Мурашову, потребовался год для того, чтобы почувствовать ее душой и вписаться в музыкальную стилистику группы. Тем более, что скрипка – инструмент очень важный. Ее диапазон захватывает и акустические песни, и более серьезные рок-н-ролльные вещи.

В некоторых случаях она должна звучать почти как гитара. Россовскому это удавалось, Бухарову тоже со временем удалось. Тем более, что он неплохо владеет клавишами и поет. Так что заодно решилась проблема вторых голосов.

На первых выступлениях он стеснялся выходить на публику. Прятался за кулисами, на сцену выбегал по отмашке, застенчиво играл свою партию и опять исчезал. При его участии записаны альбомы «Танго на облаке», «Текиловые сны», «Микронезия», «Гигантомания» и «Ботаника».

«Музыканту требуется год, чтобы понять, что такое „Крематорий“: музыка, отношения в группе и т.д. Я на себе это испытал, с Сергеем мы на эту тему беседовали. Когда пришел Андрей, у него этот вопрос в глазах читался: когда получится-то? Тем более, что попадать вместе в музыке можно только, попадая вместе в жизни. Надо ведь как-то существовать в этом домике с трубой.

Даже не существовать, а жить, ловить свой кайф». (А.Сараев)

Помимо музыкального, наш герой обладает еще одним, весьма полезным в жизни даром – к нему применимо понятие «цербер». Если надо, он легко может дать по морде или сказать пару ласковых… Поэтому большинство финансовых вопросов в группе решает теперь именно он.


68. Сергей Хорошев (Хорус) (1994 – 1995)

Сергей Хорошев некоторое время выступал в «Крематории» в качестве собутыльника, параллельно работая в археологической экспедиции по раскопкам манежной площади. Однажды он обнаружил на Ордынке подвал под репетиционную базу и, не долго думая, решил стать директором дружественного коллектива. За время директорства был замечен коллегами в пьянстве и окончил свои крематорские дни после весьма туманной истории.


69. Альбом «Танго на облаке» (1994)

У плодовитого Григоряна возникла мысль создать роман с продолжением. Трилогия позволяла развить идею путешествия в трех разных ипостасях. Не в виде отдельных концептуальных песенок, как на «Зомби», а более глобально. Сказано – сделано, и первым в 1994 г. был записан альбом «Танго на облаке».

Если на клетке с тигром написано «лев», не верь глазам своим. И «Танго на облаке» – путешествие, по замыслу автора, сугубо материальное. Ты весь в высокогорном тумане и можно заводить соответствующий жанру музон. При этом хорошо бы почувствовать себя еще и мореплавателем, открывающим новые дали. Именно это ощущение хотел передать автор.

Поэтому друзья нарядились не в пилотов, а в пиратов и придумали себе настоящие пиратские клички: «Капитан Сильвер», «Старпом Казанова», «Веселый Роджер» и т.д.

Обложка гласит, что «действие происходит на корабле „Фантазия“ в легендарные времена». Здесь Григорян пробует работать не столько над смыслом песен, сколько над фонетическими особенностями языка. Говорят, поэтому «Танго на облаке» очень нравится иностранцам.

Тем не менее, альбом получился довольно слабым. На нем есть очень хорошие вещи, но в общем контексте они пропадают. Правда, две из них позже претерпели второе рождение в концертном варианте и стали хитами. Это «Брат во Христе» и «Jeff – белая кровь».

История создания последней необычна. Это посвящение десятилетнему Илье, сыну старинного приятеля Григоряна Андрея Богданова. Маленький мальчик тоже считал Армена другом, часто играл вместе с его детьми.

Илья умер от лейкемии, и песня написана посмертно.

«Танго на облаке» отдали на растерзание Мурашову. Видимо, поэтому альбом переаранжирован. Но эксперимент себя оправдал: хоть диск получился малость нервозным, Андрей заиграл именно после него.

Поскольку Бухаров тогда еще делал первые робкие шаги, его скрипка усилена струнным квартетом. В результате заоблачные дали оказались на расстоянии вытянутой руки, а традиционный крематорский саунд куда-то улетел, сменившись милыми академическими трелями. К тому же, Троегубов участвовал в работе как фотомодель, записав бэк-вокал всего в четырех вещах.

Здесь «Крематорий» опять отходит от своего традиционного имиджа – «сдержанный траур». Несдержанность проявилась во всевозможных одеяниях, которые были взяты для съемок в театре «Сатирикон». По мнению артистов, они в таком виде похожи на пиратов.

На самом же деле, эта компания больше напоминает героев какого-то экзотического мультика о нравах дурдома.

Особенно яркое впечатление производит сам Григорян в наполеоновской треуголке. Он и здесь не изменил своему пристрастию к головным уборам: как раз эта часть его гардероба наводит на мысль о психушке. Бухаров щеголяет в наряде смерти, Андрей Сараев чем-то напоминает Тиля Уленшпигеля. Нечто пиратское есть, пожалуй, в облике Троегубова и Третьякова, а вот Андрей Мурашов в явно великоватых ему «доспехах» уводит воображение во времена хоббитов и эльфов.

Обложку альбома венчает батальное полотно в том же стиле «сrasy» (художник Андрей Мельник). При ближайшем рассмотрении на нем угадываются: кособокая женщина, отдельно торчащая пятка, а так же инопланетное существо в котелке с большим тесаком.

Видимо, по замыслу художника гуманоид олицетворяет Григоряна, а тесак – это коса, символизирующая смерть.

После освежающей прогулки на корабле «Фантазия» Виктор Троегубов оставил легендарные времена в прошлом. А с ними – иллюзии относительно своего места в группе. И на сей раз он, похоже, вылетел в трубу с концами.


Часть 8 Оглавление Часть 10



 

Слушайте в @AppleMusic: Крематорий
 

CREM RECORDS