Aerojam

 
 

Летопись (часть 3)

17. Диплом (1983)

Как Григорян защищал диплом (а происходило это в феврале 1983-го) — можно писать песню, и с утра до вечера исполнять ее в пустыне Такла-Макан — слушатели все равно найдутся! Теоретическая часть была им, разумеется, слизана с чужого научного труда. Но, кроме всего прочего, предстояло показать комиссии так называемый испытательный стенд, а на нем — изобразить, как выглядит радиоэлектронная станция, которая описана в теоретической части.

Хитрый Армен скрупулезно воспроизвел внешний вид своего пианино, а по чертежу он разбросал кнопки и антенны, что должно было окончательно убедить комиссию, что перед ней разработанный старательным студентом агрегат. На вопросы относительно принципа работы и возможностей этого «перпетуум-мобиле» он зачитывал наугад один из абзацев.

На самый коварный вопрос «Для чего же предназначена столь громоздкая нижняя часть прибора?» он ответил, что там обслуживающий персонал может хранить свои халаты, личные вещи и нескоропортящиеся продукты питания, в частности, спирт для протирания основных узлов и деталей.

Так что, радиоэлектронщики из наших героев были еще те. Однако сталкиваться с транзисторами время от времени все же приходилось. Хочешь, не хочешь, а чинить-паять жизнь заставляла. Но чаще всего будущие радиоинженеры привлекали к процессу других, менее творческих людей. Самое интересное, что и после нескольких лет работы по специальности уровень их компетентности нисколько не вырос. Между тем, 7 мая Григорян по распределению попал в ЦНИРТИ, где ровно три года (день в день) разрабатывал подслушивающие устройства…


18. «Крематорий» (1983)

 

Музыка, которую стала играть группа, весьма приблизительно напоминала тот тяжеляк, который был в ее репертуаре прежде. Григорян начал в большом количестве писать лирические песни, а в них уже появлялись нестандартные для рок-н-ролла мотивы — баллады, вальсы и даже фолк, в том числе армянский. Они будут очевидны позже в таких вещах как «Себастия», «Адольф», «Безобразная Эльза», «Сексуальная кошка»… «Америка» — это русская частушка, сыгранная в рок-н-ролльном стиле, а песня «Газы» написана с использованием бурятской народной музыки.

В дальнейшем появится характерное для таких песен сочетание музыкальных инструментов и вокала и возникающий благодаря этому сочетанию уникальный крематорский саунд, прозванный впоследствии вальс-роком.

Героями песен становились наиболее колоритные фигуры из ближайшего окружения музыкантов. Григорян не приукрашивал своих персонажей, — какими были, такими и остались в веках. Посему неудивительно, что в этом паноптикуме, сквозь алкогольные безобразия Эльзы и Хабибулина, проступают черты немного сумасшедшего поколения хиппи 80-х…

"Он все время что-то кому-то посвящал. Кто-то кого-то кинет, кто-то кого-то обманет — он посвящает песню. Какая-то девушка нам изменит, он обязательно говорит: «А, изменила! Давай напишем про нее». И на следующее утро можно было ожидать появления песни типа «Ты была той женщиной, которая не знала слова „нет“…» (А.Севастьянов)

К сожалению, барабанщик с гитаристом отказались спускаться с вершин хард-рока и скоропостижно покинули группу. Правда Севастьянов, который тогда занимался каратэ, уверяет, что ему пришлось выбирать между музыкой и спортом.

К тому же, он надумал жениться и вполне возможно, именно это повлияло на окончательное решение. А вот Джон Хомяков не скрывает, что испытал шок от новых григоряновских творений.

«Это называется: Армен, ты друг, но истина дороже…»

Так что Григорян остался один на один с Троегубовым и своими героями. Зато группа, хоть и разваливалась, но уже носила вселяющее оптимизм гордое имя «Крематорий». Так каким же образом название появилось на свет? Сие тайна есть. Это происходило при таких обстоятельствах, что немудрено забыть и собственное имя. Но мастерство не пропьешь…


19. Магнитоальбом «Винные мемуары» (1983)

 

Прослушивание кассет с записями Науменко, Морозова и, чуть позже, Гребенщикова убедило ребят, что акустические вещи вполне можно записывать и без настройки гитар. Так что, к 1983 году, когда в репертуаре их было уже достаточно много, появилась резонная мысль: не выпустить ли самим акустический альбом, сыграв песни так, как они обычно звучат за столом?..

Запись альбома состоялась, как только нашли студию. А поиски заняли почти год. Некоторое время друзья окучивали звукрежа театра Советской Армии и даже добились на этом поприще определенных успехов. Но здесь в судьбу едва родившейся группы впервые вмешался огонь. (Возможно, как раз он и повлиял на название.)

Так что, от звукового цеха театра осталось, увы, пепелище, звукорежиссер отправился дослуживать в Забайкальский военный округ, а погорельцы обратили свои взоры к другому храму искусств — театру им. Маяковского. Интересно, что оставшись вдвоем, Григорян с Троегубовым сделали все практически за неделю.

Дебютный альбом отличался весьма нестандартным, но легко объяснимым звуком: в перерывах артисты разогревались портвейном или водочкой. Он так и назывался — «Винные мемуары», причем одноименная троегубовская вещь завершала вторую сторону.

Во время записи пустые бутылки успешно использовались музыкантами в качестве ударного инструмента. А кое-где, помимо заявленных гитар, дудки и губной гармони, отчетливо слышен аккомпанемент не то расчески, не то пилы. Возможно, поэтому при прослушивании возникает свежее ощущение того, что запись сделана на севших батарейках.

Особенно ярко этот феномен проявляется в песне Троегубова «Посвящение бывшей подруге» и его вокал, по тем временам довольно отрывистый, тоже играет в этом далеко не последнюю роль.

Тем не менее, альбом стал первым реально воплощенным материалом группы, открывающим невероятные перспективы для самосовершенствования и прогресса. А многие из песен той поры стали программными. Ни один концерт не обходится без их исполнения по сей день.

Новоявленный альбом бурно обмыли в ВТО. Чуть позже и этот ресторан сгорел дотла…


20. Нереализованный проект «Душа проститутки» (1983)

 

К лету Григорян нащупывает в своей волосатой голове еще одну грандиозную мысль — создать нечто, переходящее привычные песенные рамки. По задумке это должно было стать альбомом с условным названием «Душа проститутки», в который вошли бы соответствующие названию песни.

Когда все было готово, идея наткнулась на серьезное препятствие — отсутствие вокалистки. Тщательные поиски привели Армена в скверик, где на скамейке скучала девушка по имени Ива.

Однако, будущая Жанна Агузарова (а это была именно она), увидев тексты, которые предстояло исполнить, решительно отказалась участвовать в новом проекте. «Такую пошлость я петь не могу!» — декларировала она. (За точность формулировки, как вы понимаете, сегодня уже трудно ручаться.)

Кроме всего прочего, к тому времени существовал сценарий квартирного концерта со стриптизом и танцами нагишом, но, увы, кандидатуры с достаточно сильным или хотя бы оригинальным вокалом больше не нашлось — идея так и канула в лету. Лишь одна из этих песен будет реанимирована позже, в 1996 г., на альбоме «Гигантомания» — ее споет Ольга Дзусова, вокалистка группы «СС-20».


21. Магнитоальбом «Крематорий-2» (1984)

 

К 1984 г. группа прочно обосновалась в студии театра им. Маяковского и записала там следующий альбом — «Крематорий-2». На этот раз компания была побольше — к Шляпе (Армен Григорян) и Бороде (Виктор Троегубов) присоединился дезертировавший с «Винных мемуаров» Стив (Александр Севастьянов). Правда, за неимением нормальной установки, ему пришлось воспользоваться литавровым барабаном. Говорят, что при этом постановкой рук он здорово смахивал на пианиста… Кроме вышеперечисленных персонажей в создании альбома принимал участие некий Альтист Данилов (Дмитрий Плетнев).

Во время записи вовсю практиковали «пение по соседям» (мимо нот). Но, в отличие от предыдущего опыта, «Крематорий-2» все-таки оставляет впечатление настоящего альбома. И нажатие на магнитофоне кнопки «play» уже не вызывает мгновенного хохота.

Он начинается десятью секундами позже, когда выясняется, что большинство инструментов все так же живут самостоятельной жизнью, независимо от авторского замысла и музыкальной структуры исполняемого шедевра. «Расчесочный» звук, конечно, присутствует и здесь, но уже в меньших количествах. Кое-где его явно не хватает.


22. Дмитрий Плетнев (Альтист Данилов) (1982, 1984)

 

В записи «Крематория-2» участвовал уже знакомый нам по концерту в ДК МАИ Альтист Данилов (Дмитрий Плетнев). Он был талантливым альтистом, но, как многие творчески одаренные люди, больным: работать с ним оказалось крайне трудно. Через полчаса репетиции Данилов мог встать и уйти, сказав, что устал…

Многочисленные Димины увлечения, как правило, приводили беднягу в психушку, где врачи успокаивали его мятущуюся душу лишь на некоторое время. Поэтому участие Альтиста Данилова в нашей истории заканчивается, так, по сути, и не начавшись.

«…Однажды он понял, что все зло жизни происходит от Большого театра и в целях низвержения зла этот светоч культуры следует уничтожить.

Сказано — сделано: Дима освободил энергию апельсинового зернышка, и тут за ним стали охотиться агенты иностранных разведок, мечтавшие заполучить в свои руки новое „биологическое“ оружие. В итоге только совковая „дурка“ спасла изобретателя от происков ЦРУ. („Невинные мемуары“ В. Троегубов)

Но, несмотря на неизбежное увольнение из крематорских рядов и сломанную руку, Дима не бросил музыкальных занятий по сей день.

»В одном из наших последних разговоров Альтист Данилов сообщил, что уже заканчивает оперу для того света. Когда я попросил исполнить хотя бы небольшой фрагмент из нее, он резонно ответил, что в свое время я услышу ее ТАМ. И лишь мой повторный интерес заставил его сдернуть завесу тьмы со своей тайны и сообщить, что в прологе шизофреники жгут костры под мостом и готовятся с перевороту.

На вопрос «Что это будет за переворот?» он ответил, что это — Переворот Моста…" («Невинные мемуары» В. Троегубов)


23. Магнитоиздат

Первые крематорские альбомы распространялись методом магнитоиздата. Имея много общего с самиздатом, магнитоиздат отличался большей коммерческой направленностью. Кроме того, он охватывал более широкие слои населения. Если диссидентской литературой интересовалась, в основном, интеллигенция, то музыку слушали практически все.

Пленка с записью передавалась человеку, который делал с нее несколько копий. Он, в свою очередь, отдавал эти копии тем, кто их тиражировал и распространял. В случае с «Крематорием» таким воротилой подпольного шоу-бизнеса стал некто Александр Агеев. Обе эти насквозь пьяные записи были проданы ему за тридцать рублей.

Обычно альбомам стремились придать более-менее товарный вид. Сначала художник рисовал черно-белую картинку.

Затем, поскольку ксерокс, сканер и принтер — слова другого времени, картинку фотографировали. Каждая кассета снабжалась сделанным таким образом фирменным значком.

Первый, родной вариант «Винных мемуаров», не был исключением. В коробку с кассетой вставлялась фотка, на которой можно различить силуэт человека в пальто и шляпе на фоне большого города. В одной руке у него авоська с бутылками, в другой, вероятно, с закуской… Обложку «Крематория-2» человеческим языком описать вообще невозможно.


24. Александр Портнов (1986)

Этап юношеского самоутверждения остался в прошлом. Стало очевидно, что на искренности далеко не уедешь и необходим элементарный профессионализм, а значит, нужны музыканты, умеющие играть и делать аранжировки. Поэтому в нашей истории появляется несколько новых персонажей.

Виновником перемен стал некто Портнов — однокурсник Армена и Вити. Это миниатюрное улыбчивое создание по кличке Большой Змей, данной ему за чрезмерную волосатость, состояло тогда гитаристом в другой группе.

Для начала Змей помог в распространении первых крематорских альбомов, познакомив ребят с подпольным продюсером Агеевым. А убедившись, что материал заслуживает внимания, он договорился с Арменом и предложил музыкантам своей команды ангажемент в «Крематории».

«Мы решили сделать более серьезную музыку с более „продвинутыми“ музыкантами»… (А.Портнов)

Благодаря Портнову в группе появляются басист Сергей Пушкарев по прозвищу «Пушкин» и скрипач Михаил Россовский. Сам Змей в эту категорию «профи» не попал, предпочитая творческим делам организационные. Однако позже он в качестве гитариста почти целиком записал «Иллюзорный мир».


Часть 2 Оглавление Часть 4



 

Слушайте в @AppleMusic: Крематорий