Интервью Армена Григоряна («Крематорий») и режиссёра Андрея Богатырёва на съёмках клипа «Бар под дулом револьвера»
———
«Мне нужны Ким Чен Ын, Трамп и Хиллари Клинтон», – отдаёт распоряжения режиссёр нового клипа «Крематория» Андрей Богатырёв. Поразмышляв минуту о том, в какой ещё ситуации можно было бы услышать эти слова, пришлось признать, что всё же ни в какой. По узкой улочке маршем идёт группа суровых мужчин с Дикого Запада. Впереди идёт бессменный лидер — Армен Григорян. На площадке неподалеку Женщина-кошка отрабатывает приёмы кунг-фу. «Никогда не приземляйся на прямую спину», – наставляет профессиональный каскадёр Кирилла — фаната, который принял участие в краудфандинговой кампании (https://planeta.ru/campaigns/krembar) и получил возможность принять участие в съёмках. «Буря эмоций, — делится Кирилл — В повседневной жизни такого не происходит». Вскоре представляется возможность узнать и о впечатлениях, пожалуй, главных героев сегодняшнего дня — Андрея Богатырёва и Армена Григоряна.
———
Андрей Богатырёв
❓Начнём с самого начала: как вы познакомились с Крематорием и как зародился этот проект?
💬 Я люблю группу «Крематорий» уже более 25 лет. Я начал их слушать где-то в 95-96 году. Тогда я конечно с группой не знакомился (улыбается). Это произошло совсем недавно — нас познакомила Наталья Пахомова (продюсер клипа — прим. ред.).
Я приехал на концерт к Армену Григоряну с предложением сделать клип на песню «Бар «Под дулом револьвера»». Мы познакомились и очень хорошо поговорили. Армен, оказывается, видел [мой] фильм «Красный Призрак», и он ему понравился. Так мы сошлись и решили сделать клип, который будет в некотором смысле нашим стёбным, ироничным высказыванием по поводу современности.
Абсурд, который сейчас происходит в мире, зашкаливает на максимум. Поэтому у нас идёт противостояние группы «Крематорий» с персонажами, которые олицетворяют состояние, в котором сейчас находится наше и мировое общество.
❓ Да, я уже сегодня видел Фредди Крюгера и Женщину-кошку.
💬 Будут Супермен, Женщина-кошка, ковбои, Трамп, Хиллари Клинтон, Ким Чен Ын…
———
Армен Григорян
❓Поговорим немного о ваших отношениях с Андреем Богатырёвым. Когда он в первый раз представил вам концепцию этого клипа, как вы отреагировали? Потому что то, что я сейчас вижу, выглядит несколько безумно…
💬 (смеётся) После того, как мы познакомились с фильмографией Андрея, я принял решение не вмешиваться в его работу вообще. Это его авторская работа, и мы просто выполняем волю режиссёра. Мешать, лезть со своими предложениями я считал излишним. Мы играем свои роли, выполняем то, что говорит нам режиссёр.
❓Какие у вас ощущения от происходящего прямо сейчас? Особенно, в сравнении с работой над другими клипами, которые, как вы говорите вас не очень удовлетворяют.
💬 В основном, если мы снимались раньше, то на фоне хромакея. Последний клип, где были более-менее серьёзные декорации — это «Пиноккио», но это было лет 20 назад. Общее мнение всех наших музыкантов — нас интересует процесс. Мы стараемся играть с вдохновением. Никогда не думали, что такая разница между тем, что происходит буквально и тем, что получается на мониторе, и позволяет увидеть себя в кадре совершенно другим. Работа нашего оператора полностью соответствует динамике и настроению, о которых мы говорили с Андреем. Никакого расхождения. Не хочу забегать вперёд, но мне кажется, если всё продолжится в таком же духе, получится то, что мы хотим.
❓То есть, наличие декораций, костюмов и всего остального, в отличие от работы с хромакеем, помогает работе, вжиться в происходящее?
💬Безусловно, да. До последнего времени мы вообще считали: «Зачем снимать клипы?» Их негде показывать, кроме интернета. А здесь я полагаю, что мы снимаем маленькое кино. Сама песня — конечно, на мой взгляд — определяет нынешнее время, и эти маски героев, которые придумал Андрей точно соответствуют тому, что творится в головах сильных мира сего. Это общая картина безумия, которая свойственна им сегодня. Мир находится реально «под дулом револьвера».
———
Андрей Богатырёв
❓Насколько я знаю, ты пришел к Армену Григоряну уже с готовой идеей.
💬 Да, когда я послушал эту песню, у меня уже родился определённый план, как это можно сделать. Ему понравилась моя идея, и мы решили её реализовать.
❓А что тебя на неё навело? И чем для тебя вообще является клип? Это презентация текста, короткометражный фильм, который ложится под музыку, или что-то ещё?
💬 Клип — это всегда набор образов, которые являются вспомогательными для восприятия музыки и текста. Главное в клипе — сама песня, сама музыка, а клип только предлагает систему образов, которые могут запомниться и дополнить песню.
Вообще, всё, что касается кино, это обмен образами, эмоциями. И если получается достичь какого-то образа, метафоры, то это успех.
❓Когда вы обсуждали клип, у вас были какие-то референсы? Возможно, фильмы или что-то другое?
Да, мы полагаемся на вестерны или даже спагетти-вестерны 70-х и 80-х годов, которые снимали, в основном, итальянцы для американского рынка. Или, например, тот же Серджио Леоне — настоящий магистр вестернов. Хотя были и другие — «Форт Апачи», «Дилижанс», всякие великие картины. Мы будем опираться на это и немножко простёбывать.
———
Армен Григорян
❓Андрей говорил, что вы говорили о разных кинореференсах, в том числе вестернах, работах Серджио Леоне и других фильмах, правильно?
💬 Абсолютно точно. Более того, даже когда мы ездили на примерку, то пытались придерживаться как раз этого стиля. Одновременно мы хотели слегка притянуть одеяло к устоявшимся символам «Крематория». Поэтому у нас в клипе мелькает некое количество мелких деталей и атрибутов, которые намекают на присутствие музыкантов Весёлого Ансамбля: этикетка на пузыре в баре, обложка одного из альбомов, или мой шарфик (смеётся) и много чего другого. Но мы это сделали легко и ненавязчиво, дабы не нарушать концепцию режиссёра.
———
Андрей Богатырев
❓Как-то я говорил по поводу клипов с лидером шведской группы Freak Kitchen Маттиасом Эклундом (Mattias Eklundh). Он сказал, что в какой-то момент отказался от услуг профессиональных режиссёров и стал сам снимать и монтировать клипы. Он говорил, что то, как они снимали, имело смысл с точки зрения кинематографа, но не передавало дух и динамику песен. Понимаешь ли ты, о чём он говорил, и что думаешь по этому поводу?
💬 Есть, наверно, кинематографисты, которые, когда делают клипы, не учитывают некоторые музыкальные моменты — моменты ритма и монтажа, может, слишком увлекаются какими-то визуальными эффектами. Но на самом деле — это творчество. Я к нему отношусь очень… даже, может быть, безответственно. Потому что я считаю, что там, где настоящее творчество, там решения могут приниматься здесь и сейчас. Там нужно себя отпускать, не боятся творчества твоих коллег. Чтобы это было… наверно, не коллективное творчество, я всё же верю в режиссёрскую работу, но нужно на площадке принимать такие подарки — идеи и образы, которые тебе могут принести.
Клип для меня сейчас — это веселье, так как моя основная деятельность — это кино, и в клипах я не зарабатываю. Это, в основном, дань уважения моему определённому жизненному этапу, а также тем людям, которых я считаю… Возможно, прозвучит пафосно, но я действительно считаю рок-музыкантов нашими духовными столпами.
В современной музыке, которая с 80-х годов сформировалась в России и доформировывалась в 90-х, кроме рок-музыки (и, наверно, позже рэп-музыки) нет поэзии. То есть, если через 50 лет будут открывать учебники истории, то скорее всего у этого будет какое-то название. Не знаю, бронзовым, железным веком, но назовут, потому что Шевчук, Скляр, Гребенщиков, Григорян — это и о времени, в котором они жили, и о вечном. А это и есть поэзия.
❓Ты видел видео, уже снятые на все песни с альбома «Охотник»? Ты же знаешь, с чем ты будешь «конкурировать»?
💬 (улыбается) Да, я их посмотрел. Они меня несколько не устроили с точки зрения атмосферы и качества, и, конечно, я хотел бы предоставить своё видение этого вопроса.
❓А старые клипы «Крематория» ты смотрел? Ты как-то их учитывал?
💬 Наверное, нет, потому что мне кажется, что мало какие группы в России цельно проявились в клипах. Например, одно время очень цельные клипы были у «Сплин». Конечно, группа «Ленинград» одно время снимала очень цельные клипы. Можно про них сказать, как про отдельную ветвь…
❓Они выглядели как короткометражки.
💬 Да, да, они выглядели серьёзными работами. Если говорит о группе «Крематорий», то мне нравится «Пиннокио» — он получился довольно цельным. «Последний шанс», на мой взгляд, тоже цельно выглядит. Но, скажу честно, мне кажется, у «Крематория» не так много хороших цельных клипов. И я бы хотел попробовать это чуть-чуть исправить (улыбается).
———
Армен Григорян
❓По поводу краудфандинга, вы говорили, что вам самим и режиссёру это не потянуть. Как я понимаю, речь шла как раз о создании всего этого в реальности, верно?
💬 Да. Мы никогда не прибегали к краудфандингу, когда записывали песни, потому как их можно продать и получить обратно хотя бы то, что мы затратили. В данном случае, у нас такой возможности нет, и мы решили пойти по этой непроторённой дорожке, чтобы сделать профессиональный мини-фильм.
Декорации, костюмы и уровень всей съёмочной команды, кроме нас, конечно,— это, действительно, почти Голливуд. Когда я вижу на мониторе камеры отснятый кадр, прямо на моих глазах происходит волшебная иллюзия кино. Вроде, обычная мизансцена, стоит вон там человек, крутится, руками машет, а на экране он уже Брюс Ли, а может, даже и Стивен Сигал (смеётся).
❓Если этот опыт окажется для вас удачным, краудфандинг пройдёт успешно, планируете ли вы и дальше снимать что-то подобное в похожих форматах?
💬 Планируем, но только в Голливуде (смеётся). Мой опыт уже позволяет. Скажу вам по секрету, что мы с Андреем уже обсуждаем очень необычный проект. Предполагаем, что это будет короткометражный фильм по балету «Грёзы скотного двора», который мы написали вместе с Джорджем Оруэлом (смеётся), при участии симфонического оркестра «Глобалис». На наших декабрьских концертах в двух столицах мы готовим зрителям сюрприз и тогда же поделимся с ними дальнейшими планами нашего творческого тандема с Андреем.
——————
Журналист: Павел Михеев
Редактор: Сергей Морозов
Фотограф: Елена Мирошниченко
Благодарим Наталью Пахомову за помощь в организации интервью.
Принять участие в краудфандинговой кампании по сбору средств на клип «Бар под дулом револьвера» можно до 23 октября: https://planeta.ru/campaigns/krembar